Для поиска слов или фраз используйте "Ctrl+F" |
Управление персоналом: как понять, какое обучение необходимо для HR-специалистов?
Эта информация предназначена для руководителей подразделений по управлению персоналом, менеджеров по персоналу. Также данная информация может быть интересна и полезна менеджерам и руководителям всех уровней, заинтересованным в грамотно поставленной системе HR-менеджмента у себя в организации.
Зачастую при желании оценить эффективность работы службы персонала возникает вопрос: как это можно сделать? По каким критериям? Что могут и должны делать сотрудники таких служб?
Предлагаем Вам провести экспресс-диагностику Вашей организации
Для этого приведен ряд вопросов, ответив на которые Вы сможете лучше понять, как обстоят дела с HR-менеджментом в Вашей организации и наметить пути дальнейшего развития.
Вопросы сгруппированы по ключевым подсистемам HR-менеджмента.
В идеале у Вас должны быть четкие однозначные ответы на все вопросы. Если это так – значит, Вы владеете ситуацией и хорошо понимаете цели компании и значение эффективного HR-менеджмента для их достижения. Если же Вы понимаете, что ответа на какой-либо вопрос нет или ответ Вас не удовлетворяет – это сигнал того, что соответствующее направление требует проработки и развития.
В качестве примеров мы приводим программы соответствующих учебных курсов, семинаров, тренингов, которые проводятся с целью организовать профессиональную работу службы персонала или повысить эффективность уже работающих специалистов/подразделений.
Постановка системы управления персоналом. HR-менеджер как стратегический партнер.
Система подбора персонала. Как выбирать лучших.
Мотивация и стимулирование персонала. От чего зависит желание работать.
Система обучения и развития персонала
Современные технологии оценки персонала
Корпоративная культура в системе управления организацией
Обладая многолетним опытом в разработке учебных программ, организации и проведении тренингов, семинаров, мастер-классов, мы используем наиболее результативные формы обучения взрослой аудитории – интерактивную методологию.
Применение таких форм обучения позволяет обеспечить наилучшую возможность освоить профессиональную информацию, развить практические навыки, а кроме того - добиться командообразующего эффекта для Ваших сотрудников .
Система управления персоналом в целом
Мотивация и стимулирование персонала
Управление корпоративной культурой
Система управления персоналом в целом
Существует ли отдельное подразделение по работе с персоналом? Кому подчиняется? Сколько человек работает в кадровой службе?
Какую роль играет подразделение по работе с персоналом в деятельности организации в целом? Пользуется ли авторитетом и доверием со стороны руководства и сотрудников? Можете ли Вы сказать, что HR-менеджер является стратегическим партнером руководителя компании?
Какие функции выполняет менеджер по персоналу или кадровая служба?
Пример развития зрелости компании и эволюции HR-функции.
На каком этапе находится Ваша организация?
- Отдельная позиция специалиста по работе с персоналом отсутствует. Функции кадрового делопроизводства может выполнять секретарь или офис-менеджер. Численность компании – до 30 человек.
- Появляется отдельная должность – кадровый делопроизводитель, который также может заниматься размещением объявлений о вакансиях. Численность компании – до 50 человек.
- Появляется HR-менеджер, занимающийся подбором рядового персонала. В его обязанности могут также входить другие функции – организация корпоративных мероприятий, обучение и др. Численность компании – 50-100 человек.
- HR- менеджер - "все в одном". Численность компании - 100-200 человек.
- Появляется HR-подразделение во главе с HR-директором и состоящее из специалиста по подбору, кадровому учету и/или обучению персонала, мотивации, оценке и др. Численность компании – 200 - 500 человек.
- Развитая структура кадрового подразделения, включающая директора по персоналу, его заместителя (принимающего на себя некоторую часть разросшихся функций HR-директора), и состоящее из нескольких отделов, например:
-
Отдел рекрутинга
-
Отдел адаптации, обучения и развития
-
Отдел оценки
-
Отдел труда и заработной платы
-
Отдел кадрового делопроизводства.
Численность компании – 1000 – 2000 человек.
Если Вы заинтересованы в том, чтобы расширить свое понимание HR-функций, приобрести стратегическое понимание управления персоналом, и задумываетесь о карьере HR-дженералиста (HR-специалиста или менеджера, который отвечает одновременно за несколько или даже за все направления деятельности HR),
Вы можете посетить тренинг-семинар
"Постановка системы управления персоналом. HR-менеджер как стратегический партнер".
Вопросы, которые изучаются в ходе курса:
- Основные составляющие HR-менеджмента.
- Связь стратегии компании и HR-стратегии.
- HR-менеджер как бизнес-партнер: в чем отличие от менеджера по персоналу?
- Роль подразделения по управлению персоналом в бизнес-процессах организации.
- Варианты организации службы по персоналу в зависимости от оргструктуры компании в целом.
- Современные модели управления и их применение в HR-менеджменте: MBO, BSC и KPI.
- Как сотрудники попадают в Вашу организацию?
- Планируете ли Вы заранее, сколько людей Вам нужно будет принять на работу в предстоящем году?
- По каким критериям оценивается, подходит Вам кандидат или нет?
- Какие методы Вы используете для оценки кандидатов? Например: собеседование, интервью по компетенциям, психологическая диагностика, профессиональное тестирование, проверка рекомендаций или еще какие-либо методы?
- Кто проводит отбор? Как согласуются функции специалиста по подбору и линейного руководителя?
- Кто принимает окончательное решение?
- Уделяется ли внимание адаптации новых сотрудников в Вашей организации?
- Существует ли программа адаптации?
- Кто в ней задействован?
- Оценивается ли новый сотрудник накануне окончания испытательного срока?
- Насколько часто у Вас происходят увольнения до окончания испытательного срока? Каковы причины?
На курсе "Система подбора персонала. Как выбирать лучших" мы предлагаем Вам освоить ключевую информацию, необходимую для организации профессиональной системы подбора и найма персонала, и развить свои навыки проведения отборочных интервью.
В программу тренинг-семинара включены следующие вопросы:
- Ключевые функции менеджера по подбору персонала. Профессионально важные качества.
- Подбор и адаптация персонала как бизнес-процесс. Основные принципы построения системы поиска персонала. Алгоритм подбора персонала.
- Определение требований к кандидату. Критерии выбора. Понятие и разработка профиля должности. Профессиограмма.
- Источники поиска. Эффективный поиск и отбор персонала. Способы привлечения кандидатов. Внутренний и внешний поиск.
- Подбор и отбор. Определение соответствия кандидата. Методы отбора кандидатов.
- Методы оценки кандидата. Интервью и собеседование как наиболее распространенные методы. Виды интервью. Техника проведения оценочного собеседования. Психологические аспекты проведения собеседования. Типы вопросов. Интервью по компетенциям. Ситуационное интервью. Понятие психологического контракта.
- Профессиональное тестирование. Психометрия. Методика подбора тестов.
- Правовые аспекты найма на работу. Процесс адаптации и разработка программ адаптации. Оценка прохождения периода адаптации и испытательного срока.
Мотивация и стимулирование персонала
- Измеряете ли Вы удовлетворенность сотрудников?
- Измеряется ли коэффициент текучести кадров и выявляются ли причины?
- Материальное стимулирование: соблюдается ли в Вашей организации принцип внешней конкурентоспособности и внутренней справедливости?
- Используются ли в полной мере как возможности материального, так и нематериального стимулирования и мотивации?
- Какие типы сотрудников работают в Вашей организации и что именно они больше всего ценят в работе?
- Как можно повысить мотивацию Ваших сотрудников с учетом их индивидуальных особенностей?
Один из наиболее частых вопросов, который в явной или завуалированной форме задают нам клиенты – "Почему сотрудники не хотят хорошо работать и как сделать так, чтобы они работали лушче?". Если Вам интересно понять, как возникает желание или нежелание работать, и самое важное – как на это можно повлиять – мы предлагаем тренинг-семинар "Мотивация и стимулирование персонала. От чего зависит желание работать".
Изучив данный курс, Вы получите ответы на следующие вопросы:
- Какое место занимает система мотивации и стимулирования в общей системе управления персоналом организации.
- Какие ключевые подходы существуют к мотивации и стимулированию на сегодняшний день.
- Что такое стимулы, потребности и мотивы человека.
- Можно ли найти индивидуальный подход к мотивации сотрудников.
- Все ли могут деньги: какие психологические феномены нужно учитывать работодателю при материальном стимулировании работников.
- Какие постоянные и переменные части денежного вознаграждения мы можем выбирать.
- Зачем нужны нематериальные формы мотивации сотрудников.
- Как выбрать способы нематериальной мотивации: социальные выплаты, льготы, награждения и статус, обучение и развитие, профилактика и здоровье, корпоративные мероприятия, специальные условия труда.
- От чего зависит удовлетворённость персонала. Как ее можно определить и как на нее влиять.
- Происходит ли обучение и развитие персонала в Вашей организации?
- Зачем проводится обучение?
- Обучение систематизировано или спонтанно-хаотично?
- Как относятся к обучению сотрудники?
- Как определяется, кого учить и чему учить?
- Выявляются ли потребности в обучении? Какими методами?
- Какие методы обучения используются? Например, с отрывом-без отрыва от производства, краткосрочное – долгосрочное, лекции, семинары, тренинги, коучинг, дистанционное обучение и т.д.
- Оценивается ли эффективность затрат на обучение? Какими методами?
- Как Вы можете продемонстрировать руководству эффективность или неэффективность затрат?
- Есть ли программы развития персонала? Например: кадровый резерв, развитие лидеров, работа с молодыми сотрудниками, стажировки и обмен опытом и др.
Большинство современных организаций затрачивают средства на обучение персонала. Мы предлагаем Вам оценить, насколько эффективны эти затраты и как они связаны с целями организации в целом. Данный курс поможет Вам получить целостное представление о системе обучения и развития персонала, выявить возможности для повышения эффективности собственной системы, найти основные направления обучения и развития для сотрудников Вашей компании.
В курсе "Система обучения и развития персонала" Вы сможете изучить и получить практические навыки в следующих темах:
- Обучение и развитие персонала в общей системе управления персоналом. Цели компании и стратегия обучения.
- Обучение персонала как бизнес-процесс. Организация процесса обучения.
- Способы определить цели и задачи обучения.
- Как определить, кого и чему учить. Определение потребности в обучении.
- Как распределить роли в организации процесса обучения: топ-менеджмент, линейный руководитель, менеджер по персоналу, провайдер обучения.
- Как создать благоприятные условия для эффективного обучения и развития. Мотивация персонала к обучению. Работа с сопротивлением.
- Что имеем на сегодняшний день: современные формы и методы обучения. Как выбрать наилучшие формы и методы.
- Обучение различных категорий сотрудников. Особенности обучения руководителей.
- Можно ли оценить эффективность? Способы оценки эффективности пройденного обучения. Модель Киркпатрик.
- Проводится ли оценка персонала?
- Зачем проводится оценка? Какие цели преследуются при оценке персонала?
- Как часто проводится оценка?
- Как к оценке относятся сотрудники, руководство?
- Что именно оценивается? Например: компетенции, результаты работы, соответствие занимаемой должности и т.д.
- Какие методы оценки применяются? Например: оценочное интервью, тестирование, ассессмент-центры (центры оценки и развития), метод 360 градусов и т.д.
- Кто проводит оценку?
- Как применяются результаты оценки?
С одной стороны, традиции оценки персонала, в частности аттестации – имеют достаточно глубокие исторические корни, как минимум с советского периода. В то же время, спрашивая клиентов – зачем Вы проводите оценку? Как Вы определили, что оценивать персонал нужно именно этими способами? Как Вы используете результаты? – мы далеко не всегда получаем ясные ответы.
Порой оценка проводится либо "потому что так было всегда", либо "потому что у нас есть Положение" - а в итоге имеем формальное отношение со стороны руководства и сотрудников, сопротивление персонала, затраты времени и ресурсов с минимальным или нулевым результатом. Иногда, один раз обжегшись на неудачном опыте организации и проведения оценки и аттестации персонала – организации отказываются от нее вовсе. И все же мы предлагаем Вам понять и попробовать на практике – что такое оценка, зачем она нужна и что дает Компании, Руководителям и Сотрудникам.
Получить информацию и соответствующие навыки Вы сможете на курсе
"Современные технологии оценки персонала", который освещает следующие вопросы:
- Оценка персонала в общей системе управления персоналом. Цели, задачи и виды оценки персонала. Аттестация как вид оценки.
- Организация оценочных процедур. Основные принципы проведения аттестации.
- Критерии оценки персонала. Разработка показателей результативности.
- Оценка на основе модели компетенций. Составление карты ключевых компетенций.
- Современные методы оценки персонала. Ассессмент-центры, центры оценки и развития.
- Специфика оценки работников различных уровней. Оценка работы руководящих работников.
- Проведение оценочного собеседования:
- Поведение менеджера и аттестуемого работника
- Специфика обратной связи со стороны руководителя
- Правила подачи обратной связи и конструктивной критики
- Анализ результатов оценки и принятие решений
- Сопротивление внедрению и реализации системы оценки: причины и методы преодоления
Управление корпоративной культурой
- Какая корпоративная культура сложилась в Вашей организации? Она сформировалась стихийно или в результате планомерной работы со стороны руководства или HR-менеджера?
- Какие ключевые ценности заложены в Вашей корпоративной культуре?
- Каких сотрудников «притягивает» Ваша корпоративная культура?
- Есть ли понимание, как должна развиваться дальше корпоративная культура организации?
- Какие конкретные действия/мероприятия предпринимаются, чтобы корпоративная культура развивалась в нужном направлении?
Как Вы считаете - может ли быть организация без корпоративной культуры? Например, если организация недавно начала свою деятельность, никто этим вопросом специально не занимался?
И вообще, что это такое – корпоративная культура, идеология? Может, это вообще форма зомбирования сотрудников, которая пришла к нам с Запада и у нас это не работает? Мы предлагаем Вам сформировать собственную обоснованную точку зрения на тренинг-семинаре
"Корпоративная культура в системе управления организацией".
На этом курсе Вы получите ответы на следующие вопросы:
- Что такое корпоративная культура? Новомодная тенденция или управленческая реальность?
- Как формируется идеология/культура? Что мешает и что помогает в процессе развития и формирования.
- Как оценить существующую корпоративную культуру?
- Какие инструменты формирования и развития корпоративной культуры существуют?
- Может ли быть корпоративная культура выступать как конкурентное преимущество?
Вячеслав Попов